Инновационная деятельность | Печать |

Сроки реализации проекта: 2015-2019 годы

Консультант инновационного проекта: Пашкевич Юлия Ульяновна, главный специалист управления науки и инновационной деятельности Министерства образования Республики Беларусь, секретарь специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одарённых учащихся и студентов.

Руководитель инновационного проекта: Кирик Ирина Валерьевна,

директор   Государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Борисова».

Координатор инновационного проекта: Устилко Галина Александровна, заместитель директора по учебной работе.

Участники инновационного проекта:

  • Кирик Ирина Валерьевна - директор Государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Борисова»;
  • Устилко Галина Александровна - заместитель директора по учебной работе;
  • Харлович Дмитрий Евгеньевич - заместитель директора по учебной работе;
  • Орловская Лилия Константиновна - педагог-психолог;
  • Жданович Марина Георгиевна - руководитель школы олимпиадного резерва, учитель черчения, искусства;
  • Волкова Юлия Альфредовна - учитель английского языка;
  • Куренчанина Ирина Алексеевна - учитель биологии;
  • Бубнова Галина Николаевна - учитель белорусского языка и литературы;
  • Минович Татьяна Францевна - учитель русского языка и литературы;
  • Чеботарева Ольга Ивановна - учитель истории и обществоведения;
  • Шерстень Любовь Петровна - педагог социальный.

Количество участников: 194 учащихся 9-11 классов, 2 группы (контрольная и экспериментальная )- 16 человек.

Календарный план инновационной деятельности:

2016/2017

2017/2018

2018/2019

Цель проекта: формирование ключевых компетенций интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся посредством их психолого-педагогического и тьюторского сопровождения в процессе профессионального становления.

Модель педагогического сопровождения профессионального становления интеллектуально одарённых и высокомотивированных учащихся:

shID

 

innovac01innovac02innovac03

innovac04innovac05innovac06

Работа творческой группы инновационного проекта «Внедрение модели сопровождения интеллектуально одарённой молодёжи в процессе её профессионального становления»

В период с 2015 по 2018 г.  в Государственном учреждении образования «Гимназия № 3 г. Борисова» осуществлялась реализация педагогического проекта «Формированиеэкологической культурыучащихся в процессеосвоениясодержанияпредметов естественнонаучного цикла».

В реализации проекта принимали участие 429 учащихся 6-11 классов гимназии (42% от общего количества). Из них на второй ступени общего среднего образования обучается 337 человек (78,6%), на третьей ступени - 92 (21,4%).

Для реализации проекта была создана творческая группа педагогических работников. Кадровый состав участников педагогического проекта характеризуется высоким квалификационным уровнем: из семи участников проекта 4 педагога (57,1%) имеют высшую квалификационную категорию, 3 (42,9%) – первую. 

  •  Кирик Ирина Валерьевна- директор ГУО «Гимназия №3 г. Борисова», высшая квалификационная категория;
  •  Устилко Галина Александровна - заместитель директора по учебной работе ГУО «Гимназия № 3 г. Борисова», высшая квалификационная категория;
  •  Капля Светлана Станиславовна - учитель биологии, первая квалификационная категория;
  •  Куренчанина Ирина Алексеевна- учитель биологии, первая квалификационная категория;
  •  Альшевская Наталья Борисовна-учитель химии, высшая квалификационная категория;
  •  Мандрик Егор Алексеевич-учитель физики, первая квалификационная категория;
  •  Орловская Лилия Константиновна – педагог-психолог, высшая квалификационная категория.

На протяжении всего срока работы над проектом, его руководителем являлась Куренчанина Ирина Алексеевна, учитель биологии Государственного учреждения образования «Гимназия № 3 г. Борисова».

P1240690 новый размердиплом проект. новый размер новый размер

Актуальность реализации педагогического проекта


Государственное учреждение образования «Гимназия №3 г.Борисова» расположено в центре города, в районе хрустального завода. В процессе озеленения пришкольного участка часто возникает проблема в выборе сортов сажаемых растений, так как экологическая обстановка накладывает свой отпечаток, некоторые растения гибнут. У учащихся возникает много вопросов о влиянии факторов окружающей среды на рост растений. Часть этих вопросов обсуждается на занятиях, при прохождении летней практики и вызывает огромный интерес к изучению экологии.

Учащиеся нашей гимназии отличаются высокой любознательностью, широкой познавательной активностью, яркими исследовательскими интересами и потребностью в творчестве, принимают активное участие в экологических мероприятиях: «День Земли», «Зимующим птицам нашу заботу», «Зеленый витамин», «Птица года» и др.; в экологических олимпиадах.

Припроведениианкетированиясредиучащихся былвыявленвысокийуровень экологических знаний и внутреннего стремления к экологической деятельности. Этопотверждаетсявысокимипоказателямиучебныхдостижений учащихся (средний балл результатов учебной деятельности составил 7,5-8 баллов по биологии, физике и химии; результативностью участия в конкурсах различного уровня). Но в то жевремя, были выявлены противоречия:

- между стремлением учащихся к самостоятельности и недостаточным умением организовать свою деятельность;

- между потребностью школьников быть активным участником образовательного процесса и четко регламентированными взаимоотношениями ученик-учитель;

- между несоответствием форм и методов организации образовательного процесса и учебными возможностями и потребностями учащихся;

- между возрастающим объемом полученной информации, которая отражена в учебных программах по предметам, и перегрузкой учащихся.

На этомосновании и было решеноструктурировать работу учителейестственнонаучногоцикла с цельюпомощи учащимсясформировать экологическую культуру и экологическое сознание посредствомформированияактивнойжизненнойпозиции по восприятиюпроблемысохраненияокружающейприроднойсредысредствамиучебныхпредметовестественно-научногоцикла.

Важностьэкологическогоразвитияи воспитанияобучающихся в современноммире переоценить невозможно. От правильно построенных взаимоотношений человека с природой зависит многое, в том числе и благополучие самого человека. Формирование у школьников ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, но он необходим, так как будущее планеты зависит от того, насколько глубоко будут воспитаны нравственное отношение к природным объектам, желание трудиться на пользу природе.

На современном этапе необходимо воспитание подрастающего поколения так, чтобы оно знало общие законы развития природы и общества, умело ценить богатство и понимать красоту родного края, было способно занимать активную жизненную позицию.

В нашем учреждении образования реализуется идея целостного развития обучающегося, именно поэтому большое внимание уделяется вопросам экологического образования.

Имея определенную систему работы по экологическому воспитанию учащихся, было принято решение продолжить работу по формированию экологической культуры через совокупность экологических знаний, умений и навыков; продолжить работу педагогического коллектива в направлении эколого-ориентированного содержания учебного процесса и внеурочнойдеятельности;объединитьусилиявсехучастников образовательного процесса.

Сегодня необходимо, чтобы каждый человек обладал определенным уровнем экологической культуры, понимал, что от каждого человека зависит будущее его города, страны и всей нашей Земли.

 

 

 

 

 

 

Результаты реализации педагогического проекта

В процессе реализации проекта более активно применялись разнообразные формы, методы и приемы преподавания предметов естественнонаучного цикла. При проведении уроков педагоги особое внимание уделяли экологическому аспекту изучаемого материала. В результате проделанной работы была создана копилка методических разработок. 

Для повышения мотивации к изучению учебных предметов   «Биология», «Химия» и «Физика», а так же в рамках работы с высокомотивированными учащимися проводились внеурочные мероприятия.

В рамках осуществления внеурочной деятельности учащихся была организованна работа экологического клуба. В течение всего срока реализации проекта педагоги совместно с учащимися работали по изучению различных тем.

За время реализации проекта традиционными стали следующие внутригимназические акции: “Помощь пернатому другу”, “Птица года”, “Красота родного края”, “Школьный дворик”. Проведение этих акций охватывают большое количество учащихся, которые проявляют огромное желание и стремление принимать в них участие. Так, например, в акции “Помощь пернатому другу” в 2015/2016 учебном году принимало участие 30 учащихся, в 2016/2017 – 35, а в 2017/2018 – 45.

В результате проведенной работы изменились все аспекты экологической культуры учащихся. Например, увеличилось количество учащихся, которые постоянно читают книги, статьи в газетах и журналах, смотрят передачи экологической тематики с 2% (2015/2016 учебный год) до 6% (2017/2018 учебный год). Снизилось количество учащихся не заинтересованных в изучении экологических проблем (было 11%, стало 9%). Изменилась мотивация ребят к экологической деятельности. Сильно увеличился показатель личной причастности к делу охраны природы (было 11%, стало 30%). По мнению участников проекта увеличился уровень их экологической культуры. Если в 2015/2016 году свой уровень экологической культуры как средневысокий оценивали 13% опрошенных учащихся, то в 2017/2018 – 72%. Это указывает, что проведенная работа была качественной и методически грамотной.

Показателем эффективности проекта можно считать высокую степень участия в конкурсах и акциях разного уровня. Так, например, в 2015/2016 учебном году учащиеся приняли участие в трёх конкурсах районногоуровня, получив один диплом. В 2016/2017 году таких конкурсов было шесть, а дипломов получено семь. В 2017/2018 году учащиеся гимназии принимали участие в одиннадцати конкурсах, получив на данный момент три диплома. Причем, хочется отметить, что традиционно приминают участие в таких акциях и конкурсах, как “Зеленая планета”, “Зимующим птицам – нашу заботу”, “Птицы на кормушке”, “День Земли”, “Живая Весна”. Также гимназисты успешно учавствуют и в новых конкурсах. Например, в 2017/2018 учебном году учащаяся 9 класса Мирочник Анастасия приняла участие в республиканском конкурсе “Энергия и среда обитания”. Созданный ею видеоролик об информировании общества по вопросам энергосбережения и рациональному природопользованию завоевал диплом III степени на областном уровне.

Высокие результаты показывают учащиеся и на олимпиадах по учебным предметам. Так, в 2015/2016 учебном году на районном этапе олимпиады приняли участие 15 учащихся, получив 12 дипломов I-III степени, а один учащийся защищал честь гимназии на областной олимпиаде по химии и был удостоин диплома I степени. В 2016/2017 году 9 учащихся принимали участие в олимпиадах и все они получили дипломы. В 2017/2018 году – 9 учащихся и, пока, 3 диплома.

В этом учебном году две учащиеся гимназии принимали участие в научно-практической конференции среди учащихся учреждений общего среднего образования. Девочки работали над изучением актуальных для современной жизни темами: “Человек шагает по планете” (изучение углеродного следа) и “Исследование возможностей использования воды реки Березина на атомных элетростанциях”. Последняя работа была удостоина диплома III степени на районной научно-практической конференции учащихся.Традиционным стало участие гимназистов в областном мини-турнире юных химиков: 2017 год- диплом второй степени, 2018 год- диплом третьей степени).

Так же в ходе реализации педагогического проекта в кабинете биологии были оформлены: уголок “Экология и человек”, панно “О чем поют раковины”. А на занятиях по физике учащиеся совместнос педагогом создали модель «Сладкая батарейка», которая позволяет выявить, какие овощи и фрукты производят большее напряжение и модель дома будущего.

 

Поделись с друзьями:
 
http://www.zoofirma.ru/